3 декабря 2008 г.

Гомельский дворец, Беларусь

Гомель – один из древнейших городов Белоруссии,который возник в конце 1-го тысячелетия н.э. на земле радимичей. Его детинец располагался на мысу, образованным правым берегом р.Сож и левым берегом впадающего в Сож ручья Гомиюк. С севера и запада к детинцу примыкал окольный город, вокруг которого формировались посады.















Памятная монета: Номинал - 20 рублей. Выпуск - 2006 год. Тираж - 2000 штук.
Диаметр - 39 мм. Масса - 33.63 г. Качество - "пруф".

Металл: Серебро 925/1000 - 31.1 г.















Памятная монета: Номинал - 1 рубль. Выпуск - 2006 год. Тираж - 2000 штук.
Диаметр - 33 мм. Масса -14.35 г. Качество - "пруф-лайк".

Металл: Медно–никелевый сплав.

Серия: История и культура Беларуси. Памятные монеты. "Гомель" ("Гомель")

Чеканка: РГП "Казахстанский монетный двор НБ РК", Усть–Каменогорск.

Реверс: в центре – рельефное изображение гомельского дворца с картины А.Идзковского, справа вверху – рельефное изображение герба г. Гомеля; по кругу надписи: вверху – "ГОМЕЛЬ", внизу – "ГАРАДЫ БЕЛАРУСІ".

Страницы истории:

Впервые Гомель упоминается в Ипатьевской летописи как владение Черниговского князя в 1142 в связи с борьбой Ольговичей (потомков черниговского князя Олега Святославича) и Мономаховичей (потомков великого князя киевского Владимира Мономаха) за обладание великокняжеским престолом в Киеве.

Вид Гомельского дворца и парка.
Картина А. Идзковского. Середина XIX в.

Дворец в Гомеле, заложенный в 1785 г. для П. Румянцева, — заметное явление в развитии монументального гражданского зодчества Беларуси. Местоположение дворца определилось выгодными природными условиями — на холме, над рекой Сож — и поддерживалось новой планировочной структурой города.

Строительство дворцового комплекса можно разделить на несколько этапов. Первым этапом следует считать 1785—1793 гг. В это время был возведен главный корпус дворца. Второй этап — 1794—1805 гг. — период строительства двух боковых павильонов, флигелей и колоннады. Третий этап — 1837—1848 гг. — связан с переходом владения к генерал-фельдмаршалу И. Паскевичу и достройкой башни дворца.

Главный корпус дворца — компактное двухэтажное здание. Центральная часть его завершается куполом. В главном корпусе посередине расположен квадратный зал с широкими нишами по сторонам, обрамленный рядами стройных колонн. Подобное построение плана наблюдается во многих русских дворцах эпохи классицизма. План гомельского дворца отличается простотой и ясностью в решении группы основных помещений — без коридоров и темных проходов. Раскрытые пространства придают интерьеру парадность.

В дворцовых сооружениях конца XVIII в. лестницы потеряли свою былую торжественность и большие размеры. Если раньше они располагались по главной оси здания, то теперь сдвигаются в стороны, уступая центральное место залу. Небольшие по своим размерам лестницы занимали скромное место в интерьере дворцов. Объясняется это тем, что все парадные помещения планировались в первом этаже, а верхний этаж отводился под жилье. Аналогичное явление наблюдается и в плане дворца в Гомеле: две лестницы главного корпуса размещены поодаль от зала и скрыты от глаз посетителей.

Фасад дворца, обращенный к городу, имеет трехчастное деление. Четырехколонный портик коринфского ордера контрастирует с плоскостью стены и ризалитами. Иначе выглядит парковый фасад дворца, обращенный к Сожу. Средняя часть его в виде развитого шестиколонного портика является главной темой всей композиции. Обширная полуциркульная терраса служит удачным переходом от дворца к парку.

Дворец Румянцевых и Паскевичей. photo.vseogomele.net

Проклятие гомельского дворца. Существует ли оно на самом деле?
Существует гипотеза, согласно которой каждый дом обладает своей особой энергетикой. В русле данной теории можно предположить, что гомельский дворец, несмотря на свое внешнее великолепие, окутывал своих хозяев черной аурой вымирания.

В течение 140 дореволюционных лет существования этого грандиозного особняка российских аристократов в нем никогда не рождались дети. Две блестящие дворянские фамилии - Румянцевы и Паскевичи, - владея дворцом в Гомеле, ушли в небытие, не оставив после себя прямых наследников.

Конечно, вполне возможно, что и Румянцевы, и Паскевичи пришли в Гомель, уже неся на себе проклятие, и дворец здесь абсолютно ни при чем. А потому обратим свои взоры к истории и легендам, окружавшим две известные аристократические фамилии

После присоединения к Российской империи части Белоруссии (1772 г.) Екатерина Великая подарила Гомель своему знаменитому полководцу - фельдмаршалу графу Петру Румянцеву-Задунайскому. Граф отличался тем, что имел успех не только в батальных сражениях, но и на ином фронте. Помимо трех законных сыновей, у него было еще пятеро незаконных детей. Казалось бы, такая многочисленность потомства обещала Румянцеву надежное продолжение рода. Ан нет.

Официальные наследники фамилии были уже взрослыми, когда Румянцев-Задунайский вступил во владение Гомелем и организовал постройку дворца-"храма", подобного которому не существовало во всей империи. Гомельский дворец возводился в классическом стиле - для того времени это была новая архитектура, основанная на правилах абсолютной красоты и демонстрировавшая римский стиль - стиль победителей.

После смерти фельдмаршала поместье перешло к его не менее знаменитому сыну Николаю. Николай Петрович был холостяком и не имел детей. Такое же семейное положение имел его родной брат Михаил. У третьего брата - Сергея - дети были. Но - незаконные (три дочери, которые не могли носить фамилию отца и наследовать его имение). Так в 1838 году со смертью последнего сына фельдмаршала исчез великий русский дворянский род Румянцевых.

Следующие владельцы Гомеля приобрели поместье за 800 тысяч рублей. Покупателем был князь Иван Федорович Паскевич-Эриванский - опять-таки фельдмаршал, знаменитый покоритель Кавказа. У князя, вступившего во владение Гомелем, уже были дети - сын Федор и трое дочерей. В отличие от отца, Федор не обладал выдающимися способностями, хотя и имел чин генерала. Его женили на княжне Ирине Воронцовой-Дашковой, необыкновенно умной и талантливой женщине. Однако брак этот оказался бездетным, и фамилия Паскевичей-Эриванских умерла вместе со своим последним обладателем в 1903 году. Хотя поговаривали, что Федор имел-таки внебрачных детей. Но установить правдивость этих данных сегодня невозможно.

Фельдмаршал Паскевич-Эриванский бывал в своем гомельском имении лишь наездами. В 1853 году в возрасте 71 года он еще участвовал в военных операциях против Турции на Дунае. В мае следующего года в одном из боев князь был серьезно контужен, после чего и отправился в Гомель на отдых и лечение. Здесь он тоже явно чудил: играл в прятки и салочки с ребятишками, ставя в неловкое положение случайных свидетелей подобных забав.

Заметим также, что граф Николай Румянцев почему-то невзлюбил великолепный дворец, построенный его отцом, и для своего пребывания в Гомеле возвел себе другой дом рядом с "храмом победоносца".

Как говорят специалисты-историки, гомельский дворец не только воплотил в художественной форме дух екатерининской эпохи, но и повторил судьбу многих начинаний того времени - яркое помпезное начало, затем резкое охлаждение к уже сделанному и почти полное забвение.

Элитарный российский журнал "Столица и усадьба" в 1914 году опубликовал восторженную статью видного искусствоведа Георгия Лукомского с фотографиями гомельского дворца и его роскошных залов. Фотографии говорили о бесчисленных сокровищах, хранящихся здесь.

В целом же историческая и культурная значимость дворца была настолько велика, что после Октябрьской революции он сохранялся в неприкосновенности. Даже немецкие войска, оккупировавшие Гомель в первую мировую, отнеслись к поместью почтительно, около него выставлялась охрана, ничего не было тронуто или испорчено. Советские власти, хотя и разместили в нескольких залах свои учреждения, ко всему остальному также отнеслись бережно. Ничто, казалось, не предвещало беды. Но случилось непредвиденное...

23 марта 1919 года в Гомеле восстали два полка под руководством офицера Стрекопытова. Мятежники захватили дворец, разместили здесь телефонный узел и пункт наблюдения (дом стоял на высоком берегу Сожа). Бои происходили у самого особняка. Ночью по дворцу открыла сильный огонь артиллерия. Снаряды попали в крышу дворца, и он загорелся. Прибывшие из города пожарные команды не смогли потушить пожар. Всему, что находилось во дворце, грозила неминуемая гибель.

Находившийся в Гомеле эмиссар наркомпроса Викентий Викентиевич Пашуканис собрал служащих дворца и вместе с ними кинулся в горящее здание. Выносил оттуда холсты, гравюры, книги, рукописи, серебро, золотые вещи, ордена, оружие.

Ценнейшее собрание гомельского дворца - историческое серебро, драгоценности, мебель, фарфор, скульптуры, портреты, миниатюры, рисунки, стекло - все те "мелочи", которые составляли дух и атмосферу этого дома, чуть было не стали добычей огня. Практически все спасенное было увезено в Москву. В отчете музейного отдела наркомпроса утверждается: "Сокровища дворца Паскевичей-Эриванских - около ста пудов золота и серебра - были перевезены в Москву и сданы в Исторический музей".

Вдумайтесь в эту ошеломляющую цифру - около ста пудов! Иными словами, 1.600 килограммов золота и серебра! И все это в монетах, драгоценностях, изделиях прикладного искусства, в фамильных сервизах, в неповторимых художественных произведениях! К сожалению, теперь немногое осталось даже в музее. В тяжелые 20 - 40-е годы большая часть привезенного Пашуканисом пошла на покупку хлеба, машин, оружия.

Сегодня дворец Румянцевых-Паскевичей реставрируется. Но, увы, он уже не тот, что был при Румянцевых и Паскевичах.

Автор публикации: Ирина ТАКОЕВА. 2002 г.

Источник ниформации: globus.tut.by

В этом месяце читают

......................................................................................................................................................................................................................................................................

Клуб Нумизмат | TOP 100
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Яндекс цитирования