24 апреля 2009 г.

Армянский монастырь Сурб-Хач, Старый Крым, Крым

Памятник архитектуры - средневековый армянский монастырь Сурб-Хач (1358 г.) - расположен в живописном месте в 4-х км от г. Старый Крым, одного из древнейших на полуострове.















Памятная монета: Монастырь Сурб-Хач.
Серия: Памятники архитектуры Украины.

Номинал - 10 гривен. Выпуск - 2009 г. Тираж - до 10000 шт.
Диаметр - 38,61 мм. Качество - пруф.
Гурт - гладкий с углубленной надписью обозначения металла.
Металл: Серебро 925/1000 - 31,1 г. хим. чист. металла.

На аверсе монеты вверху размещен малый Государственный Герб Украины, надпись полукругом НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК УКРАИНЫ. В окружении растительного орнамента изображен хачкар (камень-крест), который размещен на территории монастыря, внизу - год чеканки монеты - 2009 и номинал монеты - ДЕСЯТЬ ГРИВЕН.

На реверсе монеты изображены здания монастыря и размещены надписи: СТАРЫЙ КРЫМ / АРМЯНСКИЙ МОНАСТЫРЬ ХIV в. (слева) и Сурб Хач (справа).

Автор эскизов и моделей – Святослав Иваненко.
Страна-эмитент: Украина.

Исторический экскурс:

Когда армяне впервые появились в Таврике, достоверно не известно. Считают, что в XIII в. здесь уже существовала большая армянская колония. В Солхате (Старый Крым) в XIV-XV вв. было четыре армянских монастыря и девять церквей. При них открывались школы, мастерские, создавались рукописи. Уникальные рукописные книги, созданные в Солхате, хранятся в институте древних рукописей Матенадаране (Ереван). Один из четырех монастырей, существовавших в этих местах,- Сурб-Хач, - расположен в густо заросшем лесом ущелье под горой. Это архитектурный комплекс зданий, построенных в разное время. Монастырь в течение многих столетий был центром духовного притяжения армян, святыней, местом паломничества. Армянские колонии не имели территориальных границ, собственного централизованного управления, административной связи с метрополией. Все это им заменяла церковь, духовно сплачивая армян, благодаря чему они сохраняли на чужбине родной язык, обычаи, письменность, веру. В разное время в Сурб-Хаче жили и работали многие деятели армянской культуры. Остатки средневековых фресок до сих пор сохраняются на стенах храма и гавита, а миниатюры, выполненные на страницах рукописей, хранятся большей частью в институте древних рукописей им. Маштоца — Матенадаране.

Как звали основателя святой обители, мы не знаем, в веках сохранилось только имя человека, построившего монастырскую церковь Сурб-Ншан: архимандрит Ованес Себастаци. Именно эта постройка, законченная в 1358 году, считается самой древней из уцелевших до нашего времени. Храм представляет собой типичный образец армянской культовой архитектуры XII-XIV века. Это крестово-купольное сооружение, то есть прямоугольное в плане здание, внутри повторяющее форму креста, над центром которого расположен купол.
Позже к храму был пристроен гавит (притвор) с колокольней. А в 1719 — братский корпус с кельями для монахов. Легенд о Сурб-Хаче существует много. Одна из них рассказывает, что в XIV веке армяне-переселенцы стали искать место для монастыря. В лесу, в четырех километрах от Солгата, они нашли развалины старого замка, построенного, вероятно, греками и разрушенного в XI веке. Оставили в лесу монаха-отшельника, дабы он своей святостью очистил место от нечисти. Долго ли монах жил один, никто не знает, только известно, что в середине XIV века вырос будущий оплот армянского христианства в Крыму.По преданию, название монастыря - Святой Крест - связано с хачкаром (с армянского - каменный крест) VI века, который был вывезен в Крым из древней армянской столицы Ани в XIII веке. Хачкар назывался Пыргчакар, что переводится как Спасский камень.

Монастырь строился на горном склоне, и, здания с учетом рельефа местности расположены на разных уровнях.
Перепад высот от высшей точки до низшей составляет 5,5 метра.
Ступенчатое расположение построек создает эффект большего над меньшим - храм возвышается над гавитом, гавит - над трапезной.
На нижних террасах располагались три средневековых фонтана.

Сурб-Хач менял свой облик на протяжении нескольких веков. Но облик его — строгий и напоминающий крепость — сохранялся по-прежнему. Толстые стены не только отделяли братию от суетного мира — при необходимости они могли выдержать серьезную осаду, времена в Крыму всегда были неспокойные…

Монастырь пережил все: генуэзскую колонию, турецкое нападение на Крым в 1470-х, века власти Татарского ханства и Российской империи.

После турецкого завоевания Крымского полуострова 1475 года он становится одним из главных религиозных, политических и культурных центров крымских армян, известным далеко за пределами Крыма. Сурб-Хач был известным святым местом и одним из центров паломничества армян из разных стран. Здесь находилась епископская кафедра. Монастырь имел обширные земельные владения, вел торговлю. В конце XVIII века монастырь приходит в упадок, который был вызван переселением крымских армян в Приазовье в 1778 году. Туда же был перевезен хачкар Пыргчакар. Ныне он является одной из главных национальных реликвий донских армян и хранится в церкви Сурб-Карапет (Святой Предтеча) в Ростове-на-Дону.

Братский корпус монастыря.

Монастырь пал в начале двадцатых годов нашего века. Все книги были сожжены, монастырь разграблен, монахи частью убиты, частью разогнаны.
Но и во времена воинствующего атеизма Сурб-Хач не переставали считать святым местом. Местные жители настолько благоговели перед этими древними стенами, что новую власть это сильно раздражало. Однажды даже всерьез обсуждался вопрос о разрушении монастыря с тем, чтобы камень использовать для строительства. Само здание ни под склад, ни под клуб — под них тогда "приспосабливали" храмы и обители — не годилось: до Старого Крыма около трех километров, место слишком уж отдаленное и уединенное. А спасла та самая случайность, которую и называют порой вмешательством свыше, — районное начальство успело подмахнуть бумагу, в которой назначались два сторожа при Сурб-Хаче. Ликвидировать штатные единицы оказалось куда хлопотнее, чем сам монастырь, — вот и оставили его ненадолго в покое.

Монастырь возвышается над остатками своих садов и террасами, "являя собой скорее вид неприступной крепости, нежели мирной обители".

В 1931 — 1938 годах здесь организовали пионерский лагерь, но затем здание перешло в руки военных. Еще одно испытание пришлось перенести монастырю во время Великой Отечественной, когда здесь разместили румынскую часть. Те пытались найти монастырские сокровища: ломали стены, копали ямы в дворике, разрушили фонтан для омовений, даже поднимали в церкви каменные плиты, под которыми хоронили настоятелей монастыря, и обшаривали могилы. А покидая Сурб-Хач, попытались взорвать его. Но он снова устоял.

Потом в течение нескольких десятилетий он был местом работы археологов, но, к счастью, не остался навсегда исключительно памятником истории. Не так давно древний монастырь снова вернулся к людям и к тому предназначению, ради которого был построен. 23 июля 2002 года постановлением Совета Министров Автономной Республики Крым монастырь возвращен Армянской апостольской церкви.

Источник информации и фотографий: cydak.ru, staryi-krym.narod.ru, haylife.ru

В этом месяце читают

......................................................................................................................................................................................................................................................................

Клуб Нумизмат | TOP 100
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Яндекс цитирования