28 марта 2010 г.

Древнерусский стиль в архитектуре

Хоромы и терема - образцы традиционной русской архитектуры. Что же такое традиционный древнерусский, или теремной, стиль?

Древнерусское искусство - это искусство исторической эпохи, условно ограниченной датой крещения Руси (988) и рубежом XVII в. - периодом правления Петра I. Появление христианства на Руси и укрепление связей с Византией оказало большое влияние на древнерусское зодчество. Первые русские христианские храмы строили по точным копиям церквей Византийской империи. Потому с точки зрения исконной русской самобытности интересны скорее гражданские постройки.Все дома на Руси традиционно строили из дерева. Позднее, уже в ХVI - ХVII вв., стали использовать камень, причем форма и конструкция каменных домов были такими же, как у деревянных строений.

Эскиз павильона Русского отдела на Всемирной выставке в Париже, 1878 год.
Архитектор Иван Павлович Ропет (настоящие фамилия, имя и отчество — Петров Иван Николаевич, 1845, Петергоф—25 (12) декабря 1908, Петербург).

Народное жилище, дома богатых людей и даже княжеские хоромы по-прежнему строились из дерева. Это было доступно, недорого и комфортно для проживания, ибо дерево является пористым материалом, что обеспечивает сухой микроклимат в помещении в любое время года Несмотря на то что дерево легко возгоралось, из него можно было быстро возводить новые строения.

Архитектор не известен.

Так на Руси в период XV века сложились устойчивые приемы плотницкого мастерства, которые давали возможность возводить сложные по конструктивному решению постройки, обеспечивая при этом их высокий художественный уровень. Строителями был выработан целый комплекс разумных композиционных и конструктивных приемов. Это и вязка стен и покрытий из горизонтальных венцов, и установившаяся конструкция проемов, позволявшая сохранить общую прочность сруба, и, наконец, целая череда различных конструкций покрытий - высоких двускатных, "бочечных", шатровых, а также конструкций карнизов-повалов. Мастерство плотников было настолько совершенным, что они легко прирубали друг к другу срубы различных размеров. Срубы могли быть как восьмиугольные, так и крестообразные в плане - "крещатые".

Архитектор не известен.

Основу русского зодчества составляет обыкновенная рубленная из бревен клеть (сруб). Отапливаемая клеть называлась изба. У богатых домовладельцев большая клеть называлась гридница. В гриднице давались пиры боярам, гридям, сотникам и т.д. В позднее время вместо слова гридница начали использовать название повалуша, столовая изба. Внутренние стены повалуши в богатых домах расписывались. Повалуша ставилась на удалении от жилых помещений, обычно в передней части хором.

К дому обычно примыкало крыльцо, покоившееся на прочных деревянных столбах. Дома, особенно их верхнюю часть, как правило, богато украшали. Постройки ХIII - ХV вв. отличают сложные фигурные формы кровли, позолота и инкрустация теремов, использование национальных орнаментов в карнизах, колоннах, сенях и крыльцах, замысловатые фризы. Крыши домов украшали и вовсе шикарно резными полотенцами, ширинками, петушками, коньками, шатриками. Не только живописная роспись делала теремок привлекательным: его крышу иногда покрывали настоящей позолотой. Отсюда и название - златоверхий терем.

Терем – третий (или более высокий) этаж хором, расположенный над горницей и подклетом. К терему всегда применялся эпитет «высокий». Вокруг теремов устраивали гульбища — парапеты и балконы, огороженные перилами или решётками. В былинах и сказках в высоких теремах жили русские красавицы. В теремах красные окна устраивались во всех стенах.

Архитектор не известен.

Горница устраивалась на втором этаже – над подклетом. Горенка в письменных источниках упоминается с 1162 года. Горенка происходит от слова горний, т.е. высокий. Горница от избы отличалась красными окнами. Красное окно — большое окно с рамой, или колодой. Красные окна могли сочетаться с волоковыми окнами. Горница от избы также отличалась печью. Печь в горнице круглая, четырёхугольная, с изразцами, наподобие голландской, в избе печь русская. Горницы делились стенами на комнаты — чуланы и каморки.

Светлица – горница с красными окнами. Окон в светлице было больше, чем в горнице. Светлица – самая светлая, освещённая комната жилища. Окна в светлице прорубались во всех четырёх стенах, или в трёх. В горнице окна устраивались в одной, или двух стенах. Светлицы чаще всего устраивались на женской половине дома. Они использовались для рукоделий, или других работ.

Архитектор не известен.

Подклет - нижний этаж дома, использовавшийся для хозяйственных нужд, также там жили слуги, дворовые служители. В подклетах размещались погреба. Жилые подклеты с волоковыми окнами и печами, не жилые – с глухими стенами, зачастую без дверей. В таком случае вход в подклет устраивался со второго этажа.

Сени — крытое пространство между клетями, избами, горницами. Сени были неотъемлемой частью княжеских хором, поэтому зачастую княжеский дворец в древности назывался сенями, сенницей. Сени, расположенные вне общей крыши, не покрытые, или крытые навесом назывались переходом или крыльцом.
Сенник – неотапливаемые сени, с небольшим количеством волоковых окон. В летнее время использовался как спальня. На крышу сенника не насыпалась земля, как это делалось в отапливаемых помещениях. Сенники использовали для устройства брачной постели. Земля над головой не должна была напоминать о предстоящей смерти.
На женской половине дома сени устраивали большего размера. Они использовались для девичьих игр и развлечений.

Архитектор не известен.

В. Ф. Ржига отмечает особое значение сеней во втором ярусе дворцовых зданий. Сени «представляли собою помещение между клетями, игравшее роль позднейшей залы: здесь собирались князья с дружиною, здесь был княжеский престол, здесь же устраивались пиры» (В. Ф. Ржига, Очерки из истории быта домонгольской Руси, стр. 11). Импозантная картина княжеского двора рисуется нам в рассказе о смерти Владимирка Галицкого. Когда Пётр, посол Изяслава Мстиславича, подъехал к княжескому дворцу, навстречу к нему с сеней сошли княжеские слуги в чёрных мантиях («мятлех»). Пётр взошел на сени и нашёл в них Ярослава сидящим на отцовском месте (Ипат. лет., стр. 319). Во дворце галицкого князя наблюдаем целую систему построек и различных помещений; из них названы сени и горенка; переходы и лестницы (степени) ведут на хоры (полати) дворцовой церкви Спаса. Особым дворцовым помещением В. Ф. Ржига считает «гридницу». Но, вероятнее, это просто другое название тех же сеней.

Хоромы – совокупность строений в одном дворе. Все строения ставили отдельными группами, которые соединялись сенями или переходами. Таким образом, хоромы состояли из нескольких особняков. Хоромы строились без определённого плана. Избы, горницы, сени, крыльца пристраивались к существующим зданиям по мере необходимости и там, где это было удобно хозяину. На симметрию здания внимания не обращали.

Архитектор М.А. Кузьмин.

При возведении хором, доморощенные архитекторы, которых звали плотничьими старостами, применяли разного рода строительные секреты, позволявшие зданиям сохраняться в неприкосновенности десятилетиями. Ту же кровлю крыли в два теса со скалою, а проще - берестою. Ею перекладывали тес, что бы течи не было это и называлось поскалить. А сами кровли, устроенные в богатых домах по обыкновению очень круто, делались в нижней своей части с полицами, иначе говоря, с небольшими переломами, отводами типа полок, ослабляющими сильный сток воды. Разумеется, при упоминании крутизны крыш в дворцовых и боярских постройках, современному человеку приходит вполне естественная мысль о возможности устройства там мансард ... Что же, если и не мансарды в теперешнем понимании, то освещенное пространство для разных надобностей русские мастера XV-XVI веков создавали весьма уверенно, устраивая разного вида выпускные или выводные окна, впоследствии переродившиеся во всем известные чердачные слуховые окна.


Архитектор Лыгин Константин Константинович. Родился 21 мая 1854 г., Кременчуг, Полтавской губернии - умер 7 мая 1932 г., Томск.
В журнале «Мотивы русской архитектуры» за 1878 и 1880 гг. были напечатаны проекты Лыгина деревянных загородных домов в «русском стиле».

Подробности такого рода - дословные - можно почерпнуть из "строильных записок" XVII века. Вывод по прочтении этих документов напрашивается однозначный - наименования строительных терминов могли со временем измениться, но в общем, приемы и способы плотничьего дела сохранены по большей части до сих пор.

Коломенское. С 1667 до 1767 год, здесь находился дворец, построенный первыми царями династии Романовых, прозванный современниками «Восьмым чудом света». Деревянный дворец с многочисленными теремами сверкал золотом и красками, поражал затейливой деревянной резьбой.
Фото yuri1812 из альбома "...Коломенское..." с сайта Музей православного зодчества.

Несмотря на достаточно определенную, даже строгую внутреннюю организацию, русский теремной дворец, по сути не имел фасада. Даже в конце XVII века перед глазами представала масса зданий самой разнообразной величины, разбросанных, удобства ради, без всякой симметрии. Зато архитектурные украшения комплекса поражали вычурной пестротой, затейливыми орнаментами. Кровли и купола наводились золотом, серебром и красками.

Источник информации: Журнал "Частная архитектура", N 4/8, 1995 г.,
http://15-vek.ru, http://www.orfey.net, http://historic.ru/ "Historic.Ru: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ",
 http://www.skypalace.org
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Яндекс цитирования