21 февраля 2011 г.

Спасо-Преображенский собор, Болхов, Орловская область

Город Болхов - районный центр Орловской области. Город основан как крепость на южных рубежах Русского государства, для их защиты от набегов половцев и крымских татар. Главной святыней города является Спасо-Преображенский собор . Храм является ярким образцом русского архитектурного стиля и напоминает традиционный тип русских пятиглавых соборов, особенно распространенных в XVI веке и возрожденный в 1830-е годы.

Монета: Спасо-Преображенский собор, Орловская обл., г. Болхов













Памятная монета: Спасо-Преображенский собор, Орловская обл., г. Болхов.
Серия: Памятники архитектуры России.

Номинал - 3 рубля. Выпуск - 2010 г. Тираж - до 10000 шт.
Диаметр - 39,0 мм. Толщина 3,3 мм. Масса - 33,94 г.

Металл: серебро 925/1000 - 31,10 г. хим. чист. металла.
Качество - пруф. Оформление гурта: 300 рифлений.

Реверс монеты: в центре - Спасо-Преображенский собор и надписи: над ним полукругом - "СПАСО-ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ СОБОР", под ним - "·БОЛХОВ·", на первом плане - стилизованное изображение городских строений и деревьев.

Адрес: Россия, Орловская обл., г. Болхов, Красная гора.
Художник: А.А. Брынза. Скульптор: Ф.С. Андронов.
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (СПМД).

Спасо-Преображенский собор. г. Болхов. 1841-1851 г.г.

Храм поставлен на вершине Красной горы в историческом центре Болхова на территории бывшего Болховского кремля. Крупный объем храма господствует над городом и виден задолго до подъезда к Болхову.

Спасо-Преображенский собор в Болхове (Орловская область).
Фотография с сайта http://ru.wikipedia.org/. Автор Ingvar-fed.

Впервые Спасо-Преображенский собор упоминается в писцовой книге 1625 г., хотя несомненно, что он существовал в городе со дня его основания в XVI в. Согласно писцовой книге, в это время в городе было два деревянных собора - Спасо-Преображенский и Никольский, стоявшие в центре Болховского кремля. При соборах находились кладбища, дворы попов и церковного причта. В 1671 г. (по другим данным - в 1661-1666 гг.) вместо деревянных выстроили каменный храм. Собор был небольшой и двухэтажный: вверху находился главный холодный престол во имя Преображения Господня, позднее там же устроили престол во имя Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». В нижнем этаже помещались 2 теплых придела: во имя Св. мученицы Софии и трех дочерей ее - Веры, Надежды, Любови и Св. Николая Чудотворца.

Новый более вместительный и представительный храм взамен старого был заложен 14 сентября 1841 г. по проекту Павла Алексеевича Малахова. В 1846 г. были освящены престолы в нижнем теплом храме, в 1851 г. - престолы в верхнем холодном храме. Всего же храм имел 6 престолов. На его постройку израсходовали 26637 руб. 69 коп., из них около 16000 руб. пожертвовал церковный староста купец И. Д. Акулов. Кроме того, на украшение собора было собрано более 20000 руб. Главный колокол храма весил более 700 пудов и был слышен за 15-20 верст от Волхова. Собор вмещал до 4000-4500 человек верующих.

Из церковных древностей в нем сохранялись: образ Св. Николая Чудотворца XVI в., дары строителя собора стольника и воеводы И. И. Ржевского - серебряный потир, пожертвованный им храму в 1666 г., и напрестольное Евангелие 1614 г.; дары царевны Софьи Алексеевны - ризы, стихарь, Евангелие 1681 г. и др. ценности.

При соборе с 1890 г. действовала одноклассная церковно-приходская школа.

Собор закрыли в 1930 г. Тогда же полностью погибло его богатое внутреннее убранство. С 70-х гг. на нем ведутся консервационные работы.

Объемная композиция памятника образуется из крупного кубовидного объема храма с тремя высокими апсидами и пятью главами, стоящей к западу от него колокольни, увенчанной шпилем, и соединяющих их крылец, ведущих по сторонам от нижнего яруса колокольни в верхнее помещение храма.

Колокольня относится к 20-30-м гг. XIX в. (на металлических конструкциях в основании ее шпиля сохранилась надпись об их изготовлении в 1833 г.). Крыльца пристроены в сер.XIX в.

Колокольня является хорошим образцом архитектуры зрелого классицизма. Она состоит из трех поставленных друг на друга четвериков» с арочными проемами в гранях. На флангах граней размещены пары коринфских колонн. Первый ярус завершен горизонтальным карнизом, второй -треугольными фронтонами, причем поля последних сливаются с плоскостью грани. Здесь у арочного закругления помещены рельефные изображения парящих ангелов, поддерживающих корону.

Небольшой завершающий ярус с часами служит основанием высокого фигурного шпиля.

Основной объем представляет собою двухэтажную крестовокупольную постройку. Как сам тип, так и пятиглавие храма на высоких восьмигранных световых барабанах свидетельствуют о влиянии русско-византийского стиля, как раз в это время входившего в силу. С этим связаны: разбивка стен на прясла, их закомарные завершения, килевидные обрамления окон, формы крылец. Однако во многих формах и профилировках все еще сказывается влияние классицизма, об этом, например, говорят стенки над закомарами, словно отголоски аттиковых композиций 1620-30 гг.

Внутри эффектен просторный и светлый интерьер верхнего храма. Его пространство приближается к зальному, ибо все главы помещены примерно на одном уровне. Грани центральных столбов и противоположные им участки стен декорированы сдвоенными лопатками, между которыми перекинуты также сдвоенные арки. Рукава креста перекрыты крестовыми сводами. В окнах сохранились узорные металлические решетки. Вдоль стены располагались хоры.

Источник информации: http://www.valley.ru/
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Яндекс цитирования