14 мая 2011 г.

Церковь Иоанна Предтечи, Ярославль

Церковь Иоанна Предтечи - вершина ярославского зодчества XVII века. Грандиозная по размерам 15-тиглавая церковь роскошно украшена изразцами и кирпичными узорами. Росписи церкви - настоящая энциклопедия библейских сюжетов.

Монета: Церковь Иоанна Предтечи, Ярославль












Памятная монета: Церковь Иоанна Предтечи.
Серия: Россия во всемирном культурном и природном наследии ЮНЕСКО.
Ярославль (к 1000-летию со дня основания города).

Номинал - 50 рублей. Выпуск - 2010 г. Тираж - 1500 шт.
Диаметр - 22,60 мм. Толщина - 1,6 мм. Масса - 7,89 г.

Металл: золото 999/1000 - 7,78 г. хим. чист. металла.
Качество - пруф. Оформление гурта: 134 рифления.


Реверс монеты: в центре - изображение церкви Иоанна Предтечи, справа - колокольня, вверху - надпись: "ЦЕРКОВЬ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ", внизу - надпись: "ЯРОСЛАВЛЬ".

Адрес: г. Ярославль, 2-я Закоторосльная наб., 69.

Художник: А.Д. Щаблыкин. Скульптор: А.И. Черноусова.
Чеканка: Московский монетный двор (ММД).


Ярославский храм Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчково


Эта церковь вошла во все дореволюционные руководства по русскому зодчеству, воспроизводилась в рисунках в иностранной литературе, ее макеты представлялись на заграничных выставках.


Банкнота номиналом 1000 рублей с изображением церкви Иоанна Предтечи и колокольней.

Храм расположен на берегу реки Которосли. Раньше это было предместье города, заселенное в основном кожевниками, которое называлось Толчковской слободой: для кожевенного промысла нужна была дубильная краска, получаемая толчением древесной коры, отсюда и название – Толчково.

По местным преданиям, был когда-то на этом месте Вознесенский женский монастырь, разоренный поляками в 1609 году. До нашего времени никаких документов об этом не осталось, известно лишь, что позже здесь была деревянная церковь во имя Иоанна Предтечи с приделом Казанской иконе Божией Матери.

Жителям слободы, этой маленькой деревянной церкви не хватало, и они просили разрешения на постройку зимней церкви в честь Вознесения Господня, видимо памятуя о разоренном Вознесенском монастыре. Разрешение это они и получили. Но не успели приняться за постройку зимней церкви, как деревянная Предтеченская церковь, сохранившаяся от пожара 1658 года, сгорела в 1659 году.

На пепелище толчковские жители отстроили маленькую деревянную Вознесенскую церковь, но замыслили создать что-то грандиозное, благо средства богатых мастеровых слободы позволяли воплотить самый смелый замысел. Вклады принимались любые и в любом виде; кто не мог пожертвовать деньгами и вещами, предлагал свои руки для выполнения всевозможных работ грандиозной стройки. «Воздвигла Божий храм сума торговая» и труды и усердие, так что можно сказать, что храм этот – народный, или, как тогда говорили, «мирской».

Шестнадцать лет строился этот храм, но не из-за долгостроя, как в советское время, а из-за кропотливости исполнения сложной архитектурной композиции, из-за бережного и любовного исполнения всех деталей и росписи. В конструкции использовались лекальные кирпичи, что было свойственно ярославской зодческой школе. Свободно оперируя разной конфигурацией кирпичей, строители создали удивительные по красоте пластические стенные поверхности, где крупные детали соседствуют с более мелким, дробным орнаментом. Кирпичные стены, усеянные изразцовыми вставками, «дают впечатление затейливого ковра, немного выцветшего и потемневшего от времени и потому особенно гармоничного».


Церковь Иоанна Предтечи на Толчкове. Ярославль, 1910 г.
Фото С.М. Прокудина-Горского с сайта http://www.ps-spb2008.narod.ru/yaroslavl5.htm


Храм представлял собой четырехстолпную пятиглавую церковь с крытыми одноэтажными галереями с трех сторон, что было типично для Ярославля. Входом в галереи были три высокие щипцовые крыльца на столбах. Храм имел два симметричных придела. Как правило, приделы выполнялись ниже основного уровня, но здесь они были выполнены одинаковыми по высоте с основным кубом, что создавало впечатление особой грандиозности храма. Необычность храму придавали также выполненные вместо традиционных куполов изящные пятиглавия, которыми были увенчаны два предела, впервые использованные в ярославском зодчестве. Грандиозная по размерам (ее высота достигала 44 метров), фантастическая по силуэту своих 15 глав церковь Иоанна Предтечи ослепляла роскошью декоративного убранства и мастерством его выполнения. Неизвестный толчковский мастер как бы стремился вобрать в свое творение все, чем славилось русское храмовое строительство его эпохи, сохраняя удивительную гармоничность. Сведено в единое целое и соборная представительность пятиглавых московских храмов, и торжественное величие церквей Поволжья, и многокупольность деревянных северных церквей, и декоративная многоцветность ярославских храмовых строений. До сих пор встает вопрос: по чьему проекту строился этот замечательный храм? Ни в каких документах нет ни автора проекта, ни руководителя постройки. Многие путешественники, любовавшиеся Предтеченским храмом, особенно в первой половине XVIII века, приписывали построение то бухарским купцам, то голландским зодчим. Но в действительности у храма нет ни одной детали, несвойственной русскому зодчеству и декоративному оформлению, не использованному ранее. Но здесь эти детали воплотились с небывалой насыщенностью и гармонией. С другой стороны, известно, что возглавлял Ростовскую и Ярославскую кафедру в это время (с 1652 по 1690 годы) митрополит Иона (Сысоевич), который отличался особой любовью к храмозданию, имел обширные познания в этой области, имел особый талант архитектора. Под его руководством были построены многие храмы и монастыри в Ростове, Угличе, Ярославле и даже Ростовский кремль. Многие исследователи указывают, что нельзя не учитывать возможности влияния этого замечательного архитектора-святителя на строительство и церкви Иоанна Предтечи, а, возможно, и его руководства.
Внутреннее убранство храма едва не превосходило его внешнее благолепие. Шестнадцать лучших мастеров под руководством Димитрия Григорьева, потомственного иконописца, и молодого иконописца Феодора Игнатьева занимались его росписью.
Димитрий Григорьев был к этому времени маститым мастером: известно, что ранее он принимал участие в росписи Архангельского собора Московского Кремля, ростовского Успенского собора, ярославской церкви Николы Мокрого, ростовской церкви Спаса на Сенях. Как подрядчик и руководитель он расписывал Успенский собор Троице-Сергиевой лавры и вологодский Софийский собор.Несомненно, что художники Толчковского храма имели и очень хорошее для того времени богословское образование. Это позволяло им не только охватить в росписи Новый и Ветхий Завет, историю Русской Церкви, жития святых, богослужебные сюжеты, но и свободно воплощать эти религиозные и художественные замыслы, требующие знания многих дополнительных нюансов. Это настоящая энциклопедия евангельских и библейских сюжетов, не знающая равных не только в ярославской, но и во всей древнерусской настенной иконописи. По количеству сюжетных картин, которых в храме более 500, храм не имеет себе равных в мире. Интересно, что храм был расписан всего лишь за один год – с 5 июня 1694 года по 6 июля 1695 года.
В ансамбль Иоаннопредтеченской церкви входила и изящная 45-метровая шестиярусная колокольня, четыре верхних яруса которой прорезаны арками звона. В некоторых деталях оформления, да и в самом облике колокольни заметно существенное влияние пышного «нарышкинского» барокко, гармонично сочетающегося с узорочьем ярославской архитектуры. Широкий карниз третьего яруса, проемы арок и декоративные башенки, щедро украшенные ковровым белокаменным узором, гармонично перекликались с архитектурой и декоративной отделкой храма.


А.А. Иванов (1806-1858).
Явление Христа народу. 1837-1857 гг.
Государственная Третьяковская галерея.


Иоанн Предтеча, крестящий иудейский народ на берегу Иордана во имя ожидаемого Спасителя, вдруг видит идущим Того, во имя Которого он крестит.

Академик А.Н. Мокрицкий в середине прошлого века отмечал, что "сюжет, взятый художником для своей картины, есть один из самых высоких, самых священных, которые существуют в понятиях христианства. Пришествие Спасителя есть начало Его благодати миру, приближение момента обновления человека".


До революции к храму, этой жемчужине русского зодчества, относились с большим вниманием. Под наблюдением опытных архитекторов была проведена полная замена фундамента: каменные булыжники, на которых был построен храм, были заменены бетонными плитами под храмом и кирпичными по периметру, так как именно неравномерная осадка фундамента была причиной возникновения существенных трещин. К 1906 году храм был восстановлен во всем древнем великолепии.
В 1936 году завод «Победа рабочих» включил здание храма в свою территорию. В нем устроили склад для зерна, а галерею использовали для хранения сыпучих красителей, кислот, карбида. Церковь Вознесения была снесена в начале 1950-х годов. В первом ярусе колокольни разместили мастерскую и кузницу.
В 1958 году были проведены уникальные работы по выпрямлению колокольни. Из-за неравномерной осадки фундамента, она отклонилась более чем на 1,5 метра.
Сейчас церковь входит в состав Ярославского музея-заповедника.


Татьяна Пономарева. 11 сентября 2008 года.

Источник информации: http://www.pravoslavie.ru/http://palomnic.org/
Каталог@Mail.ru - каталог ресурсов интернет Яндекс цитирования